petroleroii (petroleroii) wrote,
petroleroii
petroleroii

О необходимости отпустить русскую историю





Уважаемые читатели!

Вот пара сегодняшних горячих новостей.

Как рассказал по телевизору миллионам зрителей глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Илларион, фильм «Матильда» начинается с недопустимой похабной сцены: во время выступления танцовщицы М. Кшесинской с неё сваливается лифчик и она танцует с голой грудью, возбуждая этим цесаревича. Митрополит резко высказался против кинофильма.

Как сообщили, в свою очередь, деятели культуры Алла Пугачёва, Анита Цой и Татьяна Буланова, пришла уже наконец пора похоронить В.И. Ленина.

...В свете этих новостей, уважаемые читатели, имеет смысл поговорить об одной нашей большой проблеме.

Она состоит в том, что у нас в стране история работает не по специальности.

Эту мысль необходимо пояснить.

История — это, безусловно, важнейшая часть человеческой культуры. Она важна как дневник народа, государства и любого общественного или государственного института (каждому бывает полезно заглянуть в неё и припомнить, какие действия в прошлом к чему привели). Она важна как хранилище мифов (в хорошем смысле слова мифов — то есть концентрированного опыта и моделей поведения). Она, наконец, - отличный фон для развлекательной индустрии.

Единственная работа, для которой история совершенно не годится — это выполнение обязанностей злободневности.

Совершенно нормально, когда решения и конфликты дня сегодняшнего подбрасывают пласты времени — и из прошлого знающие люди достают более или менее точные аналогии.

Совершенно нормально, когда знающие люди пишут книги и снимают для заинтересованных граждан научно-популярные фильмы о Древней Руси, о крепостном праве, о Чесменском сражении, о революции и о Гражданской войне.

И совершенно ненормально, когда решения и конфликты, участники которых мертвы уже давно, уже отделены от нас несколькими поколениями, — производят из себя повестку и информационные поводы. И создают метастазы давно прошедших себя в настоящем.

Разумеется, уважаемые читатели, легко объяснить, почему история работает у нас не по специальности. Потому что современному российскому медиаклассу (а он включает в себя в принципе всех создателей информационной повестки, в чинах и без, творческих работников и просто начитанных фейсбук-активистов, и так далее, и тому подобное) из всех видов растопки внутрироссийских дискуссий представляется наиболее безопасным горючим именно прошлое.

Внутрироссийские конфликты дня сегодняшнего — экономические, этнические, управленческие, социальные — по определению рискованнее, поскольку в них куча действующих персонажей и заинтересованных сторон, и все они живы, и попытки разобраться в них зачастую приводят к серьёзным последствиям.

Мёртвые же персонажи отгремевших событий, во-первых, безответны. А во-вторых — не нагружают никакой ответственностью.

И именно поэтому, возможно, баталии далёкого прошлого раз за разом воскрешаются, чтобы увлечённые граждане могли беспрепятственно сбросить напряжение, и не вставая помчаться в какую-нибудь вековой давности атаку, и взять/отстоять по сотому разу какой-нибудь исторический бастион.

Тут, разумеется, есть некоторая общественная польза. Как-никак, сражения современников, например, воображающих себя красными, с гражданами, воображающими себя белыми, - проводятся с помощью воображаемых же шашек и фантомной конницы. То есть в них никто не гибнет.

Но есть одно «но».

У былого в качестве злобы дня имеется также большой жирный минус. В таком, искусственно распиаренном виде — оно туманит восприятие дня нынешнего, действительной современности, того, что происходит прямо сейчас.

Подчеркну: в нынешнем своём виде околоисторические битвы — вовсе не перекидывают мостик от прошлого к настоящему и не помогают разглядеть будущее. Нет, они просто расселись посреди настоящего и играют в казаков-разбойников. Искусственно актуализируют расколы прошлого. И, что совсем недопустимо, - норовят маркировать ныне живущих по признаку «за кого ты виртуально воюешь сегодня в конфликте столетней давности».

В известном смысле поп-история играет у нас ту же роль, что права меньшинств в западных странах: там они выполняют роль «эрзац-борьбы за справедливость». У нас эрзац-борьба сосредоточена на справедливости исторической.

При этом сегодня мы уже точно знаем, что даже официальное покаяние за какое-нибудь событие прошлого не снижает накала разоблачений, а официальное проклятие какой-нибудь части прошлого не приносит, как ни странно, никакого процветания.

...Есть мнение, что историю пора отпустить с этой неблагодарной работы и позволить ей заняться своими прямыми задачами (см. выше).

Или стоит, по крайней мере, уравновесить исторические "баттлы" трезвым взглядом на Россию нынешнюю. Ту, в которой мы живём. И в которой имеются, наряду с нефтью и газом, развитыми ВПК, атомной и космической отраслями, также довольно проблемное производство, резкий перепад между богатыми и бедными, террористическое подполье, демографические проблемы, съёживающаяся «социалка», неприятные тенденции в образовании, здравоохранении и науке.

Если бы этим проблемам и задачам уделялось бы на основных медиа-площадках хотя бы столько же времени, сколько судьбам давно умерших балерины и председателя Совнаркома — образ сегодняшней России был бы куда чётче в глазах её граждан.

А сам поиск решений этих проблем и обсуждение этих решений — сформировали бы естественным путём и тот образ будущего, на отсутствие которого у нас так принято жаловаться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments