Category: финансы

Category was added automatically. Read all entries about "финансы".

Запад не помог России в переломный для неё момент и теперь пожинает плоды


Дело в том, что Запад подвёл Россию в переломный для неё момент, и в результате зарубежный эксплуататорский капитализм хлынул в Россию тогда, когда ни у неё, ни у других бывших республик Советского Союза не было эффективных механизмов, чтобы взять под контроль деятельность вторгающихся финансистов. К тому же, российское правительство не смогло предотвратить использование природных ресурсов страны умелыми местными капиталистами. В основе проблем, которые западные страны сегодня испытывают из-за российской политики и экономики, лежит неспособность Запада вовремя помочь. Интересно, что Джордж Сорос публично заявлял нечто подобное.

Западу следовало бы поддержать Михаила Горбачёва в 1989 году, создав некое подобие плана Маршалла, чтобы помочь российской экономике и предотвратить последовавший за этим обвал рубля в 1998 году. Если бы США и Евросоюз начали действовать в момент, когда Горбачёв пытался перестроить Советский Союз, развал страны прошёл бы более гладко. Всё это лишило Горбачёва поддержки электората. На президентских выборах 1996 года, на которых я присутствовал в качестве наблюдателя от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Горбачёву удалось набрать смехотворные 0,5 процента голосов.

В ходе дипломатического приёма во время выборов один российский олигарх спросил меня, в чём заключается моя роль. Когда я ему объяснил, он рассмеялся: «Не знаю, почему вы так беспокоитесь. Мы зарабатываем так много денег, что не позволим стране рухнуть, к чему бы выборы ни привели». Нет ничего необычного в том, что столкнувшись с трудностями, а также с неуважением со стороны Запада, россияне стремились найти сильного лидера, и им оказался Владимир Путин. Запад совершил маленькое упущение, а в результате получил большие проблемы.



«Итак, оправданием для провокационного присутствия сил НАТО вблизи российских границ стало то, что «Великобритания и Эстония имеют опыт сотрудничества в проведении военных операций: в ноябре 1918 года флот Великобритании обосновался в регионе, чтобы защищать независимость стран Балтики». Не было ли нас в это время и в Мурманске? Может тоже надо было послать войска, чтобы оградить себя от советской/российской агрессии?»

Как Россия за всех советский долг погашала


Болгария – 38 млн долларов, Словения – 130 млн долларов, Чехия – 352 млн долларов, Македония – 60,6 млн долларов. Это малая толика тех долгов, которые Россия со времён распада Советского Союза заплатила за себя «и за того парня». А накануне были достигнуты договорённости по поводу совершения последнего «советского» платежа в рамках обязательств РФ. Это платёж в адрес Боснии и Герцеговины в размере 125,2 млн долларов. Средства должны быть перечислены в казну этого балканского государства из российского бюджета в течение 45 суток.

Итак, у России больше нет советского долга, который к моменту распада СССР официально оценивался на уровне 104 с лишним миллиардов рублей, и который по-настоящему тяжким бременем лёг на плечи российских налогоплательщиков. Тема советского долга, который оказался грузом ответственности именно для россиян, на нашем сайте поднималась неоднократно, но, с позволения уважаемых читателей, её стоит затронуть ещё раз хотя бы потому, что именно в эти дни само понятие «советский» финансовый долг прекращает своё существование. И прекращает именно благодаря российским налогоплательщикам.


Главный вопрос, который возникает при обсуждении темы выплат советского долга Российской Федерацией, ставился и продолжает ставиться примерно так: «А почему долг - советский, а выплачивает его исключительно Россия, хотя помимо России в составе Страны советов были ещё 14 республик?» Вопрос, надо сказать, не теряет своей актуальности с того самого момента, когда соответствующее решение по выплатам было принято.


Несколько слов о том самом решении. Принималось оно почти 24 года назад – в апреле 1993-го – тогдашним российским правительством во главе с Виктором Черномырдиным (первое его «пришествие» на премьерский пост). На основании правительственного решения Российская Федерация обязалась перед иностранными кредиторами выплатить суммарный советский долг взамен на то, что бывшие Союзные республики откажутся (по так называемому «нулевому варианту») от претензий на зарубежные активы СССР. При этом до сих пор экономисты не представили реальную статистику того, обладал ли Советский Союз к 1991 году зарубежными активами в размере 104 млрд долларов – эквивалент суммарному госдолгу – или нет.



Здесь не станет лишним напоминание о том, что изначально республики, ставшие называться «бывшими советскими», готовились разделить бремя долга СССР в пропорциональном варианте. На основании расчётов от декабря 1991 года наибольшее бремя ложилось на Россию, наименьшее – на Таджикистан. Таджикская Республика должна была выплатить зарубежным кредиторам СССР около 830 млн долларов (из 104 млрд). Но не случилось выплачивать никому за исключением России на основании упомянутого выше решения.

Что здесь ещё обращает на себя внимание? Например, то, что такие бывшие советские республики как Литва, Латвия и Эстония и вовсе отказались от подписания меморандума о пропорциональной выплате советского долга перед иностранными кредитодателями. Получается, что, приняв решение о выплате суммарного советского долга исключительно силами российских налогоплательщиков, российское правительство образца апреля 1993 года поставило современную Россию в ситуацию юридической закавыки. Прибалтийские республики, отказавшись подписать меморандум о пропорциональности погашения, не только переложили долговое бремя на граждан России, но и сегодня получают возможность заявлять об определённых претензиях на бывшие советские активы за рубежом. И, кстати, действительно заявляют, всякий раз выставляя России нелепые счета за «советскую оккупацию».

Вопрос, связанный с тем, «почему платили только мы», далеко не единственный в эпопее по выплате советского долга. К определённым странностям можно отнести, к примеру, и то, что на момент распада Советского Союза такой страны как Босния и Герцеговина не существовало в принципе. Появилась она после принятия декларации независимости (от Югославии) в апреле 1992 года.

Сегодня Россия платит советский долг, который должен был выплачиваться федеративной Югославии, несмотря на то, что де-юре не существует вразумительного документа, где бывшие югославские республики договорились бы друг с другом о пропорциях «принятия» выплат от России. Фактически выплаты той же Боснии и Герцеговине, а также Хорватии, Македонии, Словении и другим экс-югославским республикам – в большей степени российская добрая воля, ибо при особом желании и наличии хорошего адвоката Россия могла бы погасить советский долг перед Югославией исключительно Сербии, которая сохраняла «югославский» статус до последнего – до момента отделении Черногории.

Можно предположить, что, принимая решение о выплате долгов всем без исключения бывшим югославским республикам за (опять-таки) все без исключения республики советские, российские власти надеялись на получение политических дивидендов на Балканах. Однако если разбирать отношения России с той же Боснией и Герцеговиной или Черногорией, то они далеки от дружественных. Власти Черногории и вовсе обвинили Российскую Федерацию в «попытке осуществления государственного переворота». Понятно, что «указивка» пришла с Запада, из НАТО, куда так стремится втянуть 600-тысячную Черногорию её нынешнее руководство, но всё же... До дружбы далеко, и на данный момент можно констатировать, что если корни вопроса с выплатами долга СССР были больше политическими, то никаких особых политических бонусов на Балканах Россия не получила. Ну, пусть будет – пока не получила...

Актуальный вопрос: а все ли заплатили нам? Ведь, как говорит экономическая статистика, в должниках у СССР «ходили» десятки стран: от Европы до Африки и Латинской Америки. Здесь выясняется, что все последние годы мы (точнее слуги народные) жили по принципу: «Кто нам должен, всем прощаем». Причём этот принцип работает в отношении многочисленный иностранных заёмщиков, но никак не в отношении заёмщиков с российским паспортом...

Ну, ещё как-то можно объяснить списание 500 млн долларов Киргизии – российская военная база, интеграция в Евразийский союз, единое экономическое пространство и т.п.

Но вот с трудом можно найти основания для списания советского долга, к примеру, Ираку. А сумма, мягко говоря, немалая – 12 млрд долларов. Во времена правления Саддама Ирак уж точно не считался бедной страной. Запасов углеводородов и сегодня у Ирака достаточно для погашения даже такого долга. Но у нас же широкая душа – 12 миллиардов? – какой разговор? – если, говорите, нечем – ну и ладно, - не платите! Ещё кредит предоставим... Вьетнам просит списать почти 10 млрд долларов – тоже спишем. Плюс Куба, плюс Эфиопия, плюс Лаос, плюс Ангола, плюс КНДР и др.

А вот в адрес Боснии нужно просто обязательно заплатить... Пусть даже юридические основания шиты белыми нитками – нужно же сохранять лицо ответственного кредитопогасителя на международной финансовой арене...

Что ж, остаётся считать, что погашение долга направлено на поддержку, к примеру, Республики Сербской, глава которой Милорад Додик заявил о необходимости признания международным сообществом Крыма как части Российской Федерации. В Сараево заявили, что Республике Сербской (она в составе БиГ) из российских выплат направят примерно третью часть – около 37 млн долларов. Направили бы непосредственно в Республику Сербскую – опять бы заявили о прямой поддержке «сепаратизма». Ишь ты, опять ХПП...

Шкурка от "Сбера". Что получит Киев от охоты на "русские банки"




Дмитрий Лекух

Как официально сообщает пресс-служба ведущего американского рейтингового агентства Standard & Poor's Financial Services LLC, которое трудно заподозрить в какой-то особой любви к России, - санкции, которые Украина на прошлой неделе ввела в отношении украинских «дочерних подразделений» российских банков, вряд ли окажут значительный эффект на их материнские структуры.

Нет, деньги терять, разумеется, неприятно.

Однако, по мнению аналитиков S&P, после 2014 года бизнес российских банков на Украине так или иначе фактически перестал быть стратегически значимым для них, а кредитные портфели активно резервировались в течение 2014-2016 годов. При этом риски самих «дочек», фактически, сводятся исключительно к «ухудшению активов» и изъятию вкладов населением Украины на фоне негативного информационного фона.

Это вообще с точки зрения именно движения капиталов – какие-то довольно странные санкции.

Которые, например, предполагают полный запрет вывода средств за пределы Украины, а также выплату дивидендов, процентов, возвращения межбанковских депозитов и кредитов. Запрет также касается распределения прибыли и капитала этих пяти банков.

Но в то же время, и это весьма забавно, ограничения, по данным Нацбанка Украины, никак не запрещают проведения расчетов между резидентами Украины и их контрагентами, которые имеют счета в материнских структурах.

Что называется – умный поймет.

А придуркам с файерами в балаклавах – в общем, и не обязательно.

При этом, как справедливо заметил лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, «официальный Киев разрывает связи с главным торгово-экономическим партнером и инвестором финансово-банковской системы страны». По сути, выдавливая с собственной территории не только банковские институты, но и живые деньги обратно в Россию - ничего не получая взамен.

В 2016 году доля российских инвестиций в общем объеме прямых иностранных инвестиций на Украину составила приблизительно 37,8%. И это в основном были как раз вложения в украинскую финансовую систему, в том числе за счет той самой пресловутой «докапитализации».

По сути, выдавливая эти деньги так или иначе обратно в материнские структуры (при такой структуре санкций – это несложно), они не могут "отжать обратно банки". В сложившихся условиях - отожмут только «оболочки» с офисами и неликвидами и прочими «проблемными активами», не более того.

Может, они хотят поделить остатки украинских финансовых рынков?

А, простите, там еще есть, что «делить»?

Украина и кредит





Коротко на тему вопросов про отложенный кредит МВФ для Украины.
Полагаю, что и этом случае все будет как обычно.

1. Кредит дадут, но не сразу. Наивные ожидания, что сейчас Запад бросит Украину и она окочурится в ближайшем историческом овраге носят повторяющийся характер и оторваны от контекста конфликта РФ с США.
2. Полученный кредит будет сильно меньше, чем сейчас нужно Украине, особенно в свете "блокады Донбасса". Как обычно, речь идет о деньгах, срочно необходимых на поддержание штанов. Часть из этих денег на Украину не попадет в принципе.
3. За его получение, Украине придется еще сильнее обвалить социалку для выполнения требований МВФ, которые обычно ужесточаются от кредита к кредиту. Несмотря на зраду принятия этих условий, их как обычно объявят перемогой.
4. С кредитной иглы Украину конечно никто не снимет - она будет получать ровно столько, чтобы не помереть, но не более того. Вопросы развития Украины в программу ее кредитования не входят в принципе.
5. В отсрочке получения кредита как обычно обвинят Кремль, который на сей раз "коварно" организовал блокаду, которую уже возглавил Порошенко (как главный агент Кремля) и тем самым отсрочил получение Украиной кредита.
6. Мантры про то, что "мы все равно получим кредит несмотря на происки Кремля" напоминают мантры наркомана, который заявляет "я все равно вынесу и продам диван, чтобы купить себе дозу и вы меня не остановите, аха-ха-ха".

Блокадой Донбасса Киев усилил влияние Москвы


Шансы на мирное разрешение конфликта на востоке Украины резко снизились. Пророссийские власти Донецка и Луганска увидели в транспортной блокаде украинских националистов повод для национализации всех украинских предприятий. Киев ответил на это экономической блокадой. К тому же в регионе не соблюдается перемирие. С репортажем Кристан Вершутц.

«Нет торговле с оккупантами» — так звучит лозунг украинских националистов. Несколько недель они блокировали транспортные пути из Донецка и Луганска. Когда Киев наконец-то устранил блокаду, уже был нанесён существенный экономический и политический ущерб.

Тонны угля ожидали транспортировки на подконтрольную Украине территорию. В это время пророссийские силы в Донецке и Луганске действовали. На данный момент национализировано порядка 40 украинских предприятий от отеля в Донецке, над которым теперь развевается флаг ополченцев, вплоть до сталелитейного завода.

Киев отреагировал на это экономической блокадой. От этого пострадала и Украина. Раньше экспроприированные предприятия платили налоги Киеву, и их продукцию не нужно было импортировать.

С другой стороны растёт влияние Москвы. Уже сейчас Донецк и Луганск осуществляют экспорт в Россию. Этот рынок теперь станет не только центральным, но и более доступным, ведь Россия признала выдаваемые в Донецке и Луганске документы.

КРИСТАН ВЕРШУТЦ, корреспондент ORF: Экономическая блокада и национализация украинских предприятий серьёзно усилили влияние Москвы на Донецк и Луганск. Теперь эти регионы смогут осуществлять экспорт только в или через Россию. Киев вот-вот потеряет контроль над Донецкой и Луганской областями, причём надолго.

Сочинский инвестиционный форум 2017 — как корпоративный отдых правительства


На этой неделе прошел XVI инвестиционный форум в Сочи, на котором по традиции присутствовал в полном составе экономический блок правительства, включая и самого премьера. Форумы такого масштаба уже давно привлекают всю либеральную элиту, являясь площадкой демонстрации либеральных идей и постулатов, господствующих во власти. Тем не менее, их изучение бывает полезно для понимания вектора экономического курса страны, но отнюдь не экономической картины, от реалий которой далеки все сидящие во властных кабинетах.

Collapse )

Упадёт ли рубль и если да, то зачем




Министерство финансов в феврале потратило на покупку валюты 82 млрд руб. Операции проводились неравномерно, объем операций варьировался. Данная тактика была использована с целью снижения волатильности. В валютном выражении объем операций оценивается примерно в $1,3 млрд. Покупки Минфина не оказали существенного влияния на рынок.

В марте 2017 на рынок снова в большей степени начнут влиять рыночные факторы – выплаты по внешним долгам и покупка российских акций под годовые дивиденды. Однако главное - это, конечно, нефть. Сокращение добычи со стороны ОПЕК пока компенсируется ростом сланцевой активности в США. Бюджету и экспортерам, конечно, нужен слабый рубль – 60-65 руб./ $. По большому счету судьба рубля по-прежнему в руках ЦБР. Вопрос, когда ЦБР решится на снижение ставки и насколько резким оно будет. Сейчас она составляет 10%. Инфляция – 5%. Если снижение ключевой ставки окажется резким, можно ожидать соответствующего ослабления рубля.

Дискуссия, какой рубль, сильный или слабый, нужен России - продолжается. Как всегда, единой истины нет, так как каждому свой карман однозначно ближе. Российскую промышленность устроит курс 54 руб. за доллар, показал опрос Института экономической политики (ИЭП), проведенный в конце февраля. Как известно, почти все без исключения российские чиновники неоднократно заявляли, что российскому реальному сектору просто необходим слабый курс рубля.

Однако у бизнеса другое мнение. От девальвации однозначно в выигрыше только деревообработка, металлургические и добывающие производства. В производственной цепочке часто присутствует импорт, плюс импорт технологий повышает производительность труда. Плюс сильная валюта - это низкая инфляция и, как следствие, низкие процентные ставки. Сильный рубль был одним из основных факторов успешной модернизации и фондового ралли в России в нулевые годы. Без развитого рынка капитала крупная экономика не может нормально функционировать в принципе, а для этого нужен сильный рубль, которому доверяют в плане накоплений и граждане, и промышленные предприятия.

Вместе с тем в России действует свободный валютный рынок, курс рубля определяется только рыночными факторами, а словесные интервенции - даже высших экономических чиновников - оказывают на него слабое влияние.

Как Япония подсядет на русское электричество


Дмитрий Лекух
На ежегодном Российском инвестиционном форуме Сочи-2017 генеральный директор «Россетей» Олег Бударгин официально заявил, что японская телекоммуникационная корпорация SoftBank разработала варианты прокладки подводного кабеля, объём инвестиций в который составят $5,24 млрд. При этом объем инвестиций российской стороны составит чуть меньше двух миллиардов долларов. Остальное берет на себя «принимающая сторона».

«По предварительному технико-экономическому обоснованию проекта Азиатского энергокольца, мы рассмотрели варианты энергомоста Россия - Япония с объемом инвестиций по территории России в $1,97 млрд.», - заявил в общении с журналистами генеральный директор «Россетей».

При этом стоит помнить, что сам по себе энергомост из России в Японию – явление, безусловно, важное, но отнюдь не «самостоятельное». А всего лишь один из этапов реализации проекта «Азиатского суперэнергокольца», которое сможет объединить энергосистемы Китая, России, Японии, Южной и Северной Кореи.

О чем, собственно, речь: проект уже давно известен и является одним из наиболее перспективных во всей сфере российско-японских энергетических проектов. И у него наибольшие шансы быть реализованным из всего того обширного пакета соглашений, который заключили по энергетическим вопросам во время визита российского президента к своему японскому коллеге Россия и Япония.

К сожалению, наш рынок по очень многим причинам не очень интересен японцам в качестве направления для сбыта своей продукции. Во-первых, очень велико транспортное плечо до основных центров потребления. Во-вторых, у нас есть уже традиционные партнеры в приоритетных для японцах отраслях, включая ту же Европу и Китай. В-третьих, во многих высокотехнологичных отраслях мы взяли уверенный курс на протекционизм. Ну, а в масс-маркете японская продукция проигрывает аналогичной китайской по цене, а европейской по качеству.

А вот в качестве источника энергоресурсов мы можем можем оказаться вполне ключевым партнером. Например, по поставкам тех же углеводородов мы находимся куда ближе, чем традиционные для японцев страны Ближнего Востока.

А уж если мы реально сможем, в качестве не раз декларируемой руководством страны «энергетической супердержавы», поставлять по энергомосту на перенаселенные и промышленно развитые острова еще и чистую энергию, то ради этого японцы будут даже готовы снять запрет на импорт в эту страну электричества, который на сегодня имеет там форму государственного закона. О чем, кстати, существуют уже и официальные договоренностями между государственными властями обеих стран.

Собственно говоря, именно поэтому проект уже и перестает быть фантастикой. И настаёт пора переходить сначала к практическому рассмотрению технико-экономического обоснования предложенного японской телекоммуникационной корпорацией. А потом уже и воплощать, так сказать, «в железе» и этот «восточный поток», только уже не газовый, а энергетический.

Как сделка ОПЕК помогла Америке


Цены на нефть марки Brent удерживаются выше $56 за баррель, несмотря на бурный рост добычи в США. Ежедневный объем добычи нефти в Соединенных Штатах превысил отметку 9 млн баррелей - это максимум с апреля прошлого года.

Более того, количество работающих буровых установок снова выросло и достигло отметки 602 штук, то есть максимума с октября 2015 г.

Ну а поскольку динамика буровых является опережающим индикатором, можно сделать вывод, что и добыча в Штатах продолжит расти. Тем не менее сокращение добычи странами ОПЕК и другими независимыми производителями пока позволяет рассчитывать на балансировку рынка, тем более что, по мнению экспертов, в ближайшее время должно произойти сезонное увеличение спроса.

Впрочем, очень многие сомневаются, что ОПЕК предоставляет реальные данные по снижению объемов добычи. Как бы то ни было, рынок пока удерживает котировки примерно на одном уровне, но и от движений в ту или иную сторону трейдеры воздерживаются.

Скепсис в отношении заявлений ОПЕК отчасти подтвердили данные из Китая - крупнейшего импортера нефти в мире. В годовом выражении поставки нефти из 11 стран ОПЕК в Китай в январе в годовом выражении выросли на 28%. Что еще более важно, по сравнению с декабрем 2016 г. рост составил 6%.


Вроде бы добыча должна была снизиться, а поставки выросли. На самом деле не факт, что в этих данных есть какое-то противоречие, ведь в мире есть огромные запасы нефти и поставки могли производиться как раз из этих запасов. Более того, основной задачей ОПЕК является как раз снижение мировых запасов, аналитики еще называют их своеобразным пластом.

Легендарный инвестор Уоррен Баффетт опубликовал очередное письмо акционерам своей компании. Это ежегодное послание уже стало культовым для инвесторов со всего мира, и каждый старается почерпнуть из высказываний гуру что-то полезное для себя.

Отметим, что Баффетт почти никогда не делает прогнозов по сырьевому рынку, но, поскольку рынок нефти в первую очередь финансовый рынок, рассматривать его стоит не только с точки зрения баланса спроса и предложения, но и с точки зрения общей рыночной турбулентности.

Баффетт не стал заострять внимание на политике, а сосредоточился на возможных рыночных колебаниях. По его мнению, текущий "бычий" тренд на рынке акций, который длится с 2009 г., рано или поздно закончится, но из этого не нужно делать трагедию, даже если на рынке случится настоящий обвал. Баффетт еще раз напомнил, что период всеобщей паники открывает отличные возможности для заработка. Он подтвердил это и своими инвестициями в самый разгар кризиса 2008 г., когда активно вкладывал в акции американских банков. Эти вложения принесли ему отличную прибыль.

Финансисты прекрасно помнят высказывание господина Баффетта: "Покупать акции надо тогда, когда на улицах льется кровь и над головой свистят пули". Как показало время, именно так все и есть на самом деле.

Потомки Чингиз-хана делят «сокровище»: Монголия у разбитого корыта


Недавно процветавшая Монголия оказалась сейчас у разбитого корыта. До цветной революции далеко, но первые признаки недовольства налицо.

От великого до смешного…

Несколько лет назад Монголия находилась среди мировых лидеров по темпам экономического роста. Сейчас монгольская экономика находится в тяжелом положении. К экономическим проблемам добавляется внутриполитический кризис: конфликт между исполнительный и законодательной властями. Вишенка на монгольском «торте» — недовольство общества элитами.
Шесть лет назад экономика Монголии прибавила 17,5%! Сейчас в этой стране стагнация. Правительство вынуждено идти с протянутой рукой к МВФ и богатым странам.

«Последние несколько лет монгольская экономика стремительно развивалась благодаря высокому спросу на сырье в Китае и сырьевому буму, — говорится в аналитической записке французского инвестиционного банка Natixis. — И тот, и другой спрос резко остановились в 2014 году. Они отбросили монгольскую экономику в стагнацию и поставили страну на грань финансового краха».

Монголия довольно большая страна. На ее территории свободно могли бы разместиться четыре Германии. Живет в ней около 3 млн. человек, а ВВП в 2015 году составил, примерно, $ 12 млрд. В Монголии есть все: уголь, медь, золото, уран, редкие металлы и многое, многое другое. Она занимает 12 место в мире по запасам медных руд. Только в месторождении на юге пустыни Гоби ее 35 млн тонн. По расчетам экономистов МВФ, полезные ископаемые могут принести монголам порядка $ 3 трлн.

Об огромном потенциале Монголии говорит и список визитеров, посетивших Улан-Батор в последние годы. Здесь побывали важные гости из Америки и Европы, несколько японских премьер-министров. Наибольший интерес к монгольским недрам проявляет южный сосед — Китай. Развитию добывающей отрасли Монголии способствовал ненасытный аппетит китайской экономики в первые полтора десятилетия ХХI века. Благодаря КНР доля горнодобывающей промышленности в экспорте Монголии превышает 90%.

Последние пару лет монгольская экономика, рост которой еще не так давно выражался двузначными числами, находится в свободном падении. Согласно последним данным, в четвертом квартале 2016 года она сократилась на 1,6%. Для сравнения: в четвертом квартале 2014 г. был рост в 9,1%. Долг на конец прошлого года составил примерно $ 23 млрд. Это вдвое больше ВВП страны, который по итогам 2016 года вырос лишь на 1%. Дефицит бюджета в 2016 г. составил 19,5% от ВВП, хотя годом ранее был 5%. Монгольская валюта — тугрик в 2016 г. обесценилась по отношению к доллару на 20%, а валютные резервы сократились по состоянию на октябрь 2016 года до самого низкого за последние 7 лет уровня.

«Самая большая проблема Монголии состоит сейчас в том, что у нее очень мало валюты, — объясняет Саймон Гуджано, аналитик финансовой компании Legal & General Investment Management. — Поэтому инвесторы с таким нетерпением ждут денег от МВФ».

Инвестиции из-за границы превратились в скудный ручеек, который вот-вот окончательно пересохнет. Если экономическая ситуация в близком будущем не улучшится, то значительной части населения придется возвращаться к профессии предков — вновь стать пастухами. Расходы монгольских домохозяйств в первую половину 2016 года, по данным Asian Development Bank (ADB), снизились на 10,9%.

О бедственном положении еще совсем недавно казавшейся процветающей страны говорит и эпидемия, которая косит даже бедных монгольских сайгаков. Создается впечатление, что даже погода ополчилась против бедных монголов. Десяткам тысяч животноводов, а животноводством занимается почти 30% населения Монголии, угрожает голод и разорение, предупреждает Красный крест. Во всем виноват второй год подряд «дзуд». Так в Монголии называют очень сильный холодный ветер, который совместно с летней засухой, оказывает страшное воздействие на степи в Центральной Азии.


Монголия еще не пришла в себя после прошлогоднего дзуда, убившего более миллиона голов крупного рогатого скота. В декабре 2016 г. правительство обращалось к международным организациям за помощью. Сейчас Красный крест собирает для наиболее пострадавших, а это порядка 160 тыс. человек в 17 из 21 монгольских провинций, $ 654 тыс. На конец февраля более 70% территории Монголии покрыты снегом. Климат все больше ухудшается. Если в прошлом дзуды повторялись с частотой примерно в 12 лет, то за последние 27 лет Монголия перенесла 7 дзудов, т. е. их частота увеличилась в три раза. Самым тяжелым считается дзуд зимой 2009−10 годов, когда от голода и холода погибли 9,7 млн голов крупного рогатого скота.



Ситуацию ухудшает приближение оплаты счетов. В течение года держатели монгольского долга, облигаций «Чингиз», выпущенных главным банком Монголии для инфраструктурных проектов и проектов развития в 2012 г. на $ 1,5 млрд, должны получить более $ 1 млрд в виде процентов. Дата первого платежа в размере $ 580 млн не за горами — 21 марта. Монголы так беспокоятся за судьбу страны, что, как сообщает Reuters, начали собирать средства. Они не только переводят правительству наличность, но и продают ценные вещи и даже породистых рысаков.

К счастью, такие радикальные меры оказались, похоже, ненужными. Улан-Батор договорился с МВФ о помощи на общую сумму $ 5,5 млрд. Сам Фонд выделит кредит в размере $ 440 млн. Еще $ 3 млрд составят льготные кредиты от Всемирного банка, ADB, Японии и Южной Кореи.

Одновременно Улан-Батор ведет сейчас переговоры с Пекином о продлении на 3 года соглашения о свопе 15 млрд юаней ($ 2,18 млрд). Директор Bank of Mongolia сообщил журналистам, что Китай в принципе согласился продлить своп. Об этом же говорят и в Пекине.



Дефицит бюджета, считают в Фонде, конечно, необходимо сокращать, но делать это следует постепенно. Требования МВФ, возглавляющего группу кредиторов, как всегда, жесткие. С другой стороны, особого выбора у Монголии не было. Мартовская выплата по процентам — первая из нескольких крупных выплат в этом и в основном в следующем годах. Их общая сумма приближается к $ 2 млрд. Для того, чтобы понять, насколько велики эти деньги для Монголии, достаточно сказать, что они составляют примерно шестую часть ВВП страны.

У монголов хотят украсть их «сокровище»

Передышка благодаря кредиту МВФ будет краткосрочной. Ситуацию осложняет и то, что горнодобывающий сектор Монголии сейчас находится в сложном положении. Кроме объективных причин, связанных со снижением цен на полезные ископаемые, имеются и субъективные факторы, вызванные противоречивыми действиями монгольских властей, которые привели к ухудшению отношений между Улан-Батором и транснациональными добывающими гигантами. Кризис отношений хорошо виден на примере одного из крупнейших в Азии медных и молибденовых рудников — Эрдэнэта, что в переводе с монгольского языка означает «сокровище». 51% акций Erdenet Mining Corporation (ЕМС), оператора рудника, принадлежит правительству Монголии, а 49% с 2007 г. владела российская госкорпорация «Ростехнологии» («Ростех»).

44 года назад правительства СССР и МНР создали совместное предприятие по разработке медно-молибденового месторождения. Сейчас рудник является крупнейшим налогоплательщиком Монголии. Вокруг него вырос моногород, кстати, третий по численности населения город в стране. 28 июня прошлого года премьер-министр Монголии Чимэдийн Сайханбилэг торжественно объявил о том, что в прошлом остается еще один остаток колониального наследия. Речь шла о покупке 24 июня 49% акций ЕМС монгольской компанией Mongolia Copper Corp. (МСС). Правда, компания эта мало кому известна, но главным, по мнению главы правительства, было то, что компания монгольская. Это значит, что монгольское «сокровище» окончательно возвращается потомкам Чингисхана за $ 400 млн.


Гром среди ясного неба грянул в феврале 2017 года. Хурал (парламент) постановил отменить сделку на том основании, что, во-первых, она не соответствует конституции Монголии, а во-вторых, проведена с финансовыми нарушениями. Уже на следующий день после объявления премьером о сделке в Монголии прошли парламентские выборы. Правящая Демократическая партия потерпела поражение. К власти после 12-летнего перерыва вернулась Монгольская народно-революционная партия (МАХН). Парламентское расследование выявило ряд серьезных нарушений. Оказалось, что Mongolian Copper Corp. является чуть ли не подставной фирмой. Она принадлежит 28-летнему столичному адвокату Цоожу Пурэвтувшину, больше известному как Туш. Выяснилось, что Туш зарегистрировал МСС в частной квартире в одном из спальных районов Улан-Батора. Покупку акций ЕМС у «Ростеха» финансировали два инвестора: один из крупнейших монгольских банков — Trade Development Bank LLC (TDB) и маленький банк, принадлежащий одному из акционеров TDB. TDB выделил Тушу $ 354 млн, а второй инвестор — оставшиеся $ 55 млн. При этом состав инвесторов держался в тайне. Во всем этом не было бы ничего противозаконного, если бы размеры кредитования TDB не были ограничены $ 70 млн. К тому же, в нарушение законов финансирование сделки он осуществил в основном за счет кредита Центробанка. Президент TDB Оркон Онон утверждает, что законы не нарушены, и что его банк выделил незначительный кредит, к которому средства Центробанка никакого отношения не имеют. Откуда появились остальные деньги, он не знает.

Парламентарии требуют от правительства Жаргалтулгына Эрдэнэбата отменить сделку и присоединить акции МСС к 51% пакету, принадлежащему государству, т. е. сделать ее полностью государственной компанией или, попросту говоря, национализировать. В правительстве результаты голосования в парламенте встретили с нескрываемой тревогой. Опасения исполнительной власти вполне объяснимы — министры боятся, что фактическая национализация рудника еще больше обострит отношения с иностранным бизнесом, которые и без того находятся в неважном состоянии из-за ссоры с Rio Tinto о дележе доходов от рудника Оую Толгой, окончательно не урегулированной до сих пор. Напомним, в прошлом году Rio Tinto приостановил разработку Толгоя. Между тем, на кону стоит огромная для Монголии сумма — $ 5,3 млрд, которая британско-австралийская компания готова вложить во вторую очередь Толгоя.


Можно также вспомнить ссору и с канадской фирмой Khan Resources, в результате которой Улан-Батору пришлось выплатить штраф в размере $ 70 млн. Международный арбитражный суд признал незаконной отмену лицензии на разработку урановых месторождений, выданной монгольским правительством канадской фирме.

«Резолюция отпугнет иностранных инвесторов и бизнесменов, — выразил опасения президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, — и изолирует нашу страну».

Российская сторона, по слухам, тоже недовольна монгольскими парламентариями. В монгольских СМИ утверждается, что гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов якобы написал премьеру Монголии письмо, в котором предупредил, что отмена сделки нанесет ущерб деловой репутации не только Монголии, но и России, и предложил передать вопрос на рассмотрение арбитражного суда в Сингапуре.

В самой Монголии сейчас пытаются ослабить страхи иностранных инвесторов. В правительстве утверждают, что решение хурала неправильно истолковано за пределами страны, и что законодатели хотят, чтобы 49% акций ЕМС достались не государству, а другим монгольским бизнесменам и компаниям.



В Монголии стремительно нарастет недовольство управлением рудником Эрдэнэт. Причем, толчком для роста этого недовольства стали события, происходящие сейчас в Румынии. Монголы считают, что их страна и особенно добывающий сектор коррумпированы ничуть не меньше.

В авангарде правозащитники. Они считают, что власти нарушают права монгольского народа, потому что примерно 20% МСС принадлежат простым монголам. Эта компания была создана в 2010 году и сделана оператором не только Эрдэнэта, но и ряда угольных месторождений, в том числе и таких крупных, как, например, Таван Толгой. После создания компании правительство выдало каждому гражданину Монголии по 1072 акции. Однако никаких финансовых выгод монголы не почувствовали. Они только формально являются акционерами горнодобывающей компании и не могут участвовать в принятии ее решений. К тому же, финансовая документация, которая появляется в прессе, крайне запутана. К примеру, не известно даже, сколько граждан Монголии владеют акциями на данный момент.

Монголы очень недовольны и непрофессиональным, по их мнению, управлением компании ЕМС, которая регулярно несет убытки. Для получения каждых 100 млн тугриков ($ 40,3 тыс) компания тратит $ 136 млн. Поэтому, несмотря на продажу за последние пять лет за границу, главным образом, в Китай, 24,2 млн тонн высококачественного угля, убытки EМС составили $ 182,6 млн, а невыплаченный долг достиг $ 331 млн. Если не будут срочно приняты радикальные меры, то компания обанкротится уже через 8 лет. Дело осложняет еще и то, что для покрытия убытков компания использует кредиты Банка развития Монголии (DBM). В результате 71% ее долга принадлежит этому банку, который сейчас находится тоже в тяжелом положении. Кстати, управляющий банка, назначенный «демократами», был арестован в октябре прошлого года за нецелевое использование облигаций «Чингиз». Кредиты оператору рудника Эрдэнэт банк финансировал, главным образом, этими облигациями.

Примерно, на те же цели тратили средства, вырученные от продажи облигаций «Чингиз», и многие другие монгольские банки. Это привело к острому кризису ликвидности, а также снижению главными рейтинговыми агентствами рейтингов семи крупнейших монгольских банков. Кстати, эта же угроза нависла и над всей Монголией.


У DMB денег для выплаты процентов нет. Для того, чтобы избежать банкротства, банку понадобится помощь извне. Правительство еще в 2012 г. гарантировало облигации «Чингиз». Это значит, что дефолт банка DBM автоматически станет дефолтом и всей Монголии, утверждает рейтинговое агентство Moody’s. Новости об этом привели к резкому «проседанию» евробондов на $ 1 млрд со сроком погашения в 2022 г.

Эксперты МВФ приезжали в феврале на переговоры в Улан-Батор уже второй раз. В первый раз им не удалось договориться с чиновниками Минфина Монголии о размерах сокращения расходов. Одно из требований Фонда, на которые пришлось пойти правительству, касалось банков. С 1 апреля DBM, например, запрещено принимать вклады от физических лиц. Банкиры не могут находиться в правлении больше двух сроков.

Эквилибристика по-монгольски

Находясь между Россией и Китаем, Монголия вынуждена лавировать между могущественными соседями. Отношения с Китаем только-только начали восстанавливаться после недавнего резкого охлаждения, вызванного визитом в Улан-Батор далай-ламы. К счастью для монголов, им удалось быстро убедить южного соседа в том, что больше такая ошибка не повторится.
В январе 2017 года в ходе телефонной беседы глава МИД Монголии Цэндийн Мунх-Оргил сказал китайскому коллеге Ван И, что в Монголии глубоко осмыслили визит далай-ламы и решили больше не принимать его. О примирении было официально объявлено 19 февраля на совместной пресс-конференции министров иностранных дел Монголии и КНР в Пекине. Мунх-Оргил подтвердил, что Улан-Батор поддерживает пекинскую политику одного Китая, и признает Тибет неотъемлемой частью КНР. Он также пообещал, что при нем далай-лама больше не посетит Монголию.


«Китай поддерживает финансовую помощь МВФ Монголии и со своей стороны тоже поможет стране преодолеть нынешние экономические трудности, — заявил Ван И. — Китай хочет продлить своп с Bank of Mongolia как минимум на три года. Наши страны также работают над увеличением экспорта монгольского угля и продукции сельского хозяйства. Китай намерен предложить Монголии и безвозмездную помощь, и льготные кредиты». По словам Вана, двусторонние отношения между КНР и Монголией готовы для нового старта.

В мае глава монгольского правительства Эрдэнэбат приедет в Пекин на международный форум по проекту «Один пояс, один путь». В китайской столице он наверняка встретится с председателем КНР Си Цзиньпином. Перед поездкой в Пекин Цэндийн Мунх-Оргил побывал в Москве, где подписал соглашение о сотрудничестве с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

«Подтвердилось, что мы ценим наши отношения — отношения дружбы, добрососедства, — отметил после переговоров Сергей Лавров. — У нас интенсифицировался межправительственный диалог, расширяются межпарламентские контакты». Все это происходит благодаря подписанной в 2016 году среднесрочной программе стратегического партнерства между Монголией и Россией.

Кроме этого, министр Лавров видит «хорошие перспективы начавшегося диалога между Евразийским экономическим союзом и Монголией». Любопытно, что, по одной из версий, скандал с рудником Эрдэнэт Улан-Батор спровоцировал, чтобы выбить из Москвы помощь.

Говоря об отношениях Монголии с соседями, следует отметить и подписанное летом прошлого года на саммите ШОС лидерами России, КНР и Монголии соглашение о создании экономического коридора между тремя странами. Он создается для укрепления сотрудничества трех стран в области связи, развития транспортной инфраструктуры, создания производственных мощностей, роста инвестиций и торговли, а также интенсификации культурных обменов и координации в сфере охраны окружающей среды.

Свет в конце тоннеля

Зависимость Монголии от экспорта продукции добывающей промышленности делает ее очень чувствительной и уязвимой перед колебаниями цен на сырье наподобие тех, что произошли в 2014 году. В нынешнем кризисе виноваты как внешние, так и внутренние факторы. Главный из них — несбалансированная экономика. От доминирования сырьевой составляющей в экспорте можно избавиться только одним способом — при помощи диверсификации экономики.

«Заклинаний и волшебных палочек для мгновенного проведения структурных реформ и возврата к годам расцвета не существует, — объясняет журналу Forbes Ли Кашелл, директор Asia Pacific Investment Partners (APIP), одной из крупнейших в Монголии инвестиционных компаний. — Если Монголия хочет извлечь выгоду из роста спроса на сырье, то ее рынок должен более эффективно реагировать на повышение цен на мировых рынках».

Перспективы Монголии несмотря на сложное нынешнее положение выглядят неплохо. В стране молодое население, относительно стабильная демократия и, конечно же, значительная часть элементов таблицы Менделеева. Гонконгский инвестфонд Asia Frontier Capital, специализирующийся на азиатских рынках, несмотря ни на что продолжает инвестировать в Монголию. «Мы видим свет в конце тоннеля», — цитирует агентство Frontera News гендиректора этой организации Томаса Хаггера.

Фонд Хаггера верит в Монголию по трем причинам. Во-первых, цены на медь, на которую в структуре экспорта добывающей отрасли приходится 42%, после пятилетнего спада с конца октября прошлого года начали расти и за прошедшее время выросли на 28,7%. Во-вторых, быстро восстанавливаются цены и на уголь, который с 14% занимает второе место в структуре монгольского экспорта. В-третьих, несмотря на потенциальную национализацию Эрдэнэта, Хаггер ожидает притока в монгольскую экономику иностранных инвестиций. Доходы монгольского правительства резко вырастут с вводом второй очереди Оую Толгоя. Считается, что после того, как рудник заработает на полную мощность, ВВП Монголии увеличится на треть. Это значит, что Улан-Батору все же придется налаживать отношения с иностранными инвесторами и в первую очередь с Rio Tinto.

Не обойтись, конечно, и без борьбы с коррупцией и сокращения государственных расходов. Экономисты советуют создать суверенный фонд, который будет смягчать последствия сырьевых циклов. ADB предлагает разработать программу по искоренению бедности и модернизировать в первую очередь транспортную систему в целом и железные дороги в частности. В общем потомкам Чингиз-хана не стоит отчаиваться, черная полоса скоро закончится.